Традиции

вай кру рам муай

Бойцы выполняют традиционный танец рам муай перед поединком.
“В месте, где идет война,
Следую за врагом,
Сражаюсь с врагом,
Собрав все силы
Для славной победы.”
—Один из вариантов молитвы вай кру

Отличительной особенностью муай тай является традиционная перед боем молитва вай кру и церемониальный танец рам муай, предшествующий каждой схватке. вай кру выполняется, как правило, в углу ринга, где боец стоит лицом к тренеру или угловому в знак уважения. Также практикуется проход по периметру ринга с поочередным поклоном каждому из угловых столбов.

Рам муай прежде всего является демонстрацией почитания, благодарности за заботу родителей и учителя, который вложил частицу себя в бойца. Помимо этого, танец представляет собой своеобразную разминку для ног, рук и корпуса, а также психологическую настройку на бой. По исполнению танца иногда можно определить принадлежность бойца к той или иной школе, однако, в современном муай тай, особенно за пределами Таиланда, подобные танцы зачастую являются выражением индивидуальности бойца.

Монгкон

Во время исполнения танца рам муай у каждого бойца на голове надет монгкон – скрученная из 108 (сакральное число буддизма) нитей верёвка толщиной примерно в палец человека, изогнутая в кольцо диаметром примерно с человеческую голову. Концы верёвки завязываются в косичку полоской ткани, на которую нанесены магические символы и знаки. Монгкон одевают только перед боем во время исполнения ритуала вай кру, в котором боец исполняет танец рам муай. После того как боец выполнит ритуал Рам Муай, перед началом первого раунда священную повязку с головы бойца снимает секундант или тренер. В Таиланде, монгкон, равно как и танец рам муай, указывает на принадлежность бойца к той или иной школе или географическому региону.

Пратьиат

Ритуальная молитва вай кру перед боем. На голове у бойца – монгкон, а на плече – пратьиат.

Пратьиат (также известный как пратьет, праджет, прайат и т.д.) – это традиционный тайский амулет в виде повязки на плечо с двумя болтающимися концами и предназначенный для оберегания бойца. В отличие от монгкона, пратьиат носят на одной или обоих руках на протяжении всего поединка. Саму повязку сплетают из полосок материи, на которой повторяются магические формулы, молитвы и заклинания, что восходит к древним тайским традициям: воины повязывали пратьиат на плечо и вступали с ним в бой, веря, что повязка убережет их от смерти и ранений.

На родине муай тай процесс плетения весьма церемониален: как правило, повязку делает учитель бойца, либо сам боец, но в Таиланде считается, что пратьиаты, сплетенные учителем обладают большей силой, поскольку для бойца учитель – это человек, обладающий искусством магии. В Европе и Америке веры в магическую силу пратьиата меньше, особенно, если учесть, что с развитием интернет-коммерции и роста популярности муай тай, большое количество магазинов предлагает пратьиаты на любой вкус и цвет, однако, сомнительно, что все они являются заговорёнными и могут существенно помочь бойцу. В связи с этим, пратьиаты нашли другое применение и во многих школах используются в качестве ранговой системы сродни поясам в каратэ. Международная любительская федерация муай тай ввела цветовая классификация пратьиатов и монгконов в соответствии уровнем бойца. В России данная практика является вторичной в силу наличия системы присвоения спортивных званий за конкретные заслуги на ринге.

Музыка

Поединок проходит под традиционную тайскую музыку, задающую ритм боя. Считается, что звуки инструментов наделены магическими свойствами, что позволяет освободить сознание от всех рутинных мыслей и придать раскованность психике бойцов. Кроме того, согласно поверьям, ритм музыки вводит бойцов в некий транс, способствующий концентрации и позволяющий бойцу биться на ринге с большей отдачей и силой.

Исполняется музыка на четырёх инструментах: пи джава – яванский кларнет, клонг как – двойной барабан, шинг – металлические цимбалы и конг монг – тайский тип барабана. Ритм партии задаёт пи джава, звук которого тайцы считают наделённым магическими свойствами: нередко человека, играющего на этом инструменте приравнивают к магу. На боях в Таиланде всегда звучит живая музыка, в то время как в европейских государствах и США преимущественно используются записанные произведения. Вообще, следует отметить, что если в Таиланде к очень многим вещам и ритуалам, отношение очень трепетное, то за пределами страны тем же самым вопросам зачастую не уделяется столь подробное внимание.

Кодекс чести

Как и любой другой вид спорта, муай тай требует уважительного отношения к противнику. Запрещены вербальные и физические оскорбления до, во время и после схватки, и нарушение этих правил может стоить оскорбляющей стороне баллов, а то и всего боя. Также любопытна деталь, свойственная именно Таиланду, где голова человека считается самой почитаемой частью тела, так как она занимает самое высокое положение. Так, например, тайский боец никогда не полезет на ринг под канатами и всегда будет перешагивать через них, не допуская, чтобы что-то оказалось выше его головы. Кроме того, большим унижением во время боя считается удар стопой (“самой презренной частью тела”) в лицо, который воспринимается как попытка сказать “твоя голова ниже моих ног, т.е. ниже грязи”. Еще большим унижением считается легкое касание лица противника стопой, сродни плевку в лицо.

Помимо этого, согласно кодексу чести муай тай, каждый боец должен представлять себя для окружающих примером для благородства, честности и скромности, уважению к обычаям и законам своей страны. Клятва, которую даёт каждый боец, вступающий в любой клуб Муай Тай, звучит примерно следующим образом:
“Я буду сильным и чистым, я буду всегда поступать честно, всегда следить за своим поведением как в школе [муай тай], так и за ее пределами. Я никогда не стану кичиться своей силой и задирать слабых. Я буду повиноваться своим наставникам и верен своей нации. Мы все, ученики и учителя, будем любить друг друга, будем едины в своих целях и помыслах и всегда будем помогать друг другу.”