Техника

В муай-тай существуют два основных стиля: муай-лак (“твердый бой”) и муай-киеу (“щегольской бой”). Техника муай-лак сохранилась, главным образом, в деревнях: твердая, устойчивая позиция сочетается с надежной защитой, медленными перемещениями и мощными ударами. Решающее значение придается контратаке и бою на ближней дистанции. В связи с этим, данный стиль не очень популярен в современном мире, где простой обмен ударами не приветствуется, а высоко ценится зрелищность и тактика боя. Данным требованиям в большей степени соответствует муай-киеу, строящийся на финтах и уклонах, практически отсутствующих в муай-лак. В технике муай-киеу преобладают быстрые передвижения, боковые и круговые удары, удары коленями; несмотря на то, что проведение атак требует больше времени, чем в муай-лак, на силе ударов это не отражается, так как техника практически всех ударов в муай тай строится на вложении корпуса в любой удар, будь то удар рукой или ногой.

Удары кулаками (Чок)

Джеб мад тронг
Хук мад уиан сан
Свинг мад уиан яо
Бэкфист с разворота мад уиан глаб
Апперкот мад сюи
Супермэн кра-дод чок

Удары руками в традиционном муай тай больше являются вспомогательным элементом ведения боя, нежели главным оружием. Техника ударов руками в старые времена существенно отличалась от нынешней, представляя лишь кроссы и длинные круговые удары, в отличие от традиционного хука, без фиксации локтя. С развитием спорта и влиянием западных боевых искусств, в первую очередь, бокса, муай тай стал включать джебы, кроссы, хуки, апперкоты, а также хаммерфисты (удар нижней частью кулака сверху вниз) и бэкфисты (удар нижней частью кулака сбоку).

Следует отметить, что в отличие от традиционного бокса, в муай тай редко используются удары по корпусу, так как это делает голову атакующего открытой для контр-атаки локтями или коленями. Также в Таиланде удары руками традиционно оцениваются ниже ударов локтями или коленями, что зачастую вызывает недовольства проигравших, особенно, иностранцев, чаще делающих упор на удары руками.

Локти (Ти сок)
Рассекающий удар сок ти
Горизонтальный удар сок тад
Апперкот локтем сок нгад
Выпад вперед сок пун
Обратный горизонтальный удар сок уиан клаб
Удар с разворота сок клаб
Рубящий удар сок саб
Двойной рубящий удар сок клаб ку
Удар в прыжке гра-дод сок

Удары локтями могут наноситься несколькими способами: горизонтально, диагонально вверх, диагонально вниз, апперкот, с разворота и в прыжке. Локти могут использоваться как для завершения боя, так и с целью нанесения рассечения сопернику. Особенно для этих целей эффективны рассечения бровей или лба, в результаты которых кровь может заливать глаза противнику, усложняя обзор. В силу своей исключительной эффективности, удары локтями считаются опасными настолько, что во многих организациях, в том числе и профессиональных, они являются запрещёнными. Наиболее часто локти используются на близкой дистанции или в клинче, где недостаточно места для нанесения ударов руками. Помимо этого, локти успешно используются для блокирования ударов, особенно ударов коленями.

Удары ногами (Тае)

Прямой удар тае тронг
Боковой удар тае тад
Полу-боковой удар тае чиан
Удар полу-голенью полу-коленом тае крюнг хенг крюнг као
Удар с разворота тае глаб лан
Нижний полу-боковой удар (лоу-кик) тае код
Удар «топор» (рубящий удар ногой сверху вниз) тае хао
Удар коленом в прыжке гра-дод тае
Удар с подскоком ха йеп тае

Два самых используемых удара ногами в муай тай – это тип (буквально, “джеб ногой”) и тае чиан – полу-боковой удар ногой, как правило, наносимый по корпусу соперника. Несмотря на сходство с кёкусинкаевским “маваси гэри” или тхэквондистским “долио-чаги”, техника выполнения полу-бокового удара в муай тай существенно отличается. В первую очередь, в муай тай в удар вкладывается весь корпус, что создаёт дополнительную инерцию. Одновременно с этим, опорная нога не разворачивается на носке, так как это делает открытым заднюю часть ноги, атака которой противоречит философии каратэ и тхэквондо. В случае попадания тае чиан, ущерб, наносимый противнику, гораздо выше из-за вложения бёдер в удар, а в случае промаха боец часто разворачивается вокруг своей оси. В результате такого разворота, критическое значение имеет защита, так как у противника появляется возможность контр-атаки.

Особую роль в муай тай играет полу-боковой удар в нижний уровень – тае код – или лоу-кик (от английского low kick). Как, правило, лоу-кик наносится в бедро (как внешнюю, так и внутренню его часть) или подколенную ямку, ставя целью лишение противника подвижности и мобильности. Во многом благодаря технике выполнения лоу-кика, муай тай прочно укрепился как в ММА, так и во многих системах самообороны. Лоу-кик чрезвычайно эффективен, так как его сложнее заметить или блокировать, в то время как ущерб он наносит значительный: технические нокауты от лоу-киков, когда соперник просто не может подняться, часты независимо от места проведения боя. Следует отметить, что по аналогии с лоу-киком, общепринятыми обозначениями боковых ударов в корпус (средний уровень) и голову (верхний уровень) являются русифицированные английские слова миддл-кик (middle-kick) и хай-кик (high-kick), соответственно.

Защита от как от тае-чиан, так и от лоу-кика, как правило, производится путем поднятия колена, в результате чего, удар принимается на голень. У начинающего или малознакомого с тайским боксом человека, концепция “голень-в-голень” (или сэн-о-сэн) зачастую вызывает смятение. Для опытного тайбоксера же подобные столкновения не являются чем-то экстраординарным, так как их голени закаляются в ходе тренировочных спаррингов, ударов по мешку и “лапам”, а также благодаря специальным “набивочным” упражнениям. Вообще, в отличие от каратэ и тхэквондо, в муай тай не бьют подъемом стопы (за исключением хай-киков), так как эта часть тела содержит множество мелких костей и сухожилий, а, значит, является более уязвимой.

Несмотря на то, что муай тай позволяет нанесение и других ударов ногами, например, боковые удары (по типу “ёко гэри” в кёкусинкай и “миро чаги” в тхэквондо) или удары с разворота, такие атаки используются гораздо реже.

Удары коленями (Ти као)

Прямой удар као тронг
Диагональный удар као чиан
Кручёный удар као кон
Горизонтальный удар као тад
Шлепок као тоб
Бомба као юун
Удар в прыжке с разбега као лой
Удар с подскоком као йеп

Также существуют следующие разновидности ударов:
Као дод – удар в прыжке коленом толчковой ноги.
Као лой – удар с разбега коленом толчковой ноги.
Као тон – прямой удар с выносом колена только вперёд, а не вверх. Считается, что данная техника получила распространение во времена, когда руки бойцов обматывались верёвками, которые будучи смоченными в воде наносили гораздо более сильные рассечения, поэтому боец, бивший коленом вверх противника, готового к атаке, рисковал получить порез ноги.

Равно, как и локти, колени наиболее часто применяются во время боя в клинче.

Клинч и борьба в стойке (Джаб-ко)

Следует обратить внимание, что переплетённые пальцы противоречат технике безопасности муай тай, где замок рук осуществляется вложением тыльной части одной ладони в другую.

В традиционном боксе клинчующих бойцов разнимают; в муай тай клинч, наоборот, приветствуется. Именно в клинче чаще всего используются локти и колени, как для атак, так и для защиты от них. Техника клинча в некотором роде напоминает грэпплинг в стойке, с тем отличием, что задача в клинче – установить доминирующую позицию, из которой можно результативно атаковать противника и лишить его самого такой возможности. Помимо этого, тайский клинч усложняется наличием перчаток на руках, не позволяющих схватить соперника за руку или шею, в результате чего, количество приемов в клинче ограничено и мастерство сводится к умению грамотно наклонить соперника, не давая ему возможности контр-атаковать. В идеале, боец должен зажать шею противника между своими предплечьями, опирающимися на ключицы противника, в то время руки, образующие замо?к, создают давление на затылок и тянут голову противника вниз. При правильно установленной позиции, противник не может поднять голову и остается вынужден блокировать удары коленями.

Один из самых действенных способов выбраться из такого положения заключается в отталкивании головы противника рукой с последующим круговым движением, позволяющим взять голову в захват, таким образом, заняв доминирующую позицию. Для ее сохранения также крайне важно держать локти близко друг к другу, чтобы противник не смог просунуть между ними свою руку и повторить вышеуказанный приём.

Существует несколько вариаций клинча, включая, следующие:
Фронтальный: одна или обе руки контролируют пространство внутри рук защитника, находясь над его ключицами, таким образом, что противники находятся лицом к лицу.
Боковой: одна рука опирается на плечо противника, другая – проходит под мышкой, таким образом, позиционируя нападающего сбоку. Данная позиция позволяет атаковать коленями корпус и спину, а также даёт возможность провести подсечку.
Низкий: обе руки проходят между руками соперника. Данная тактика, как правило, используется более низкорослым из бойцов.
Лебединая шея: замок не закрывается, вместо этого лишь одна рука используется, чтобы лишить противника баланса на короткий срок для нанесения одного-двух ударов.

Как и в любых других видах спорта, существует множество не вполне спортивных уловок, позволяющих повысить свои шансы в клинче. Например, можно кратковременно повисать на сопернике, тем самым, выматывая его. Той же цели можно достичь, блокируя перчаткой нос и рот соперника, затрудняя дыхание. Менее спортивное поведение (в частности, у мужчин) включает приёмы вроде расцарапывания трёхдневной щетиной лица противника, создавая дискомфорт и отвлекая его от борьбы, в то время как хорошо выбритое лицо лучше позволяет “зарыться” подбородком в лицо или глаза соперника. Наконец, предварительное обмазывание собственной шеи мазью по типу вазелина приведёт к соскальзыванию рук соперника. Впрочем, применение подобного рода трюков, даже если и не наказывается судьёй, то, всегда остаётся на совести бойца. Кроме того, зачастую, это вполне очевидно для зрителя, ценящего честный бой, и использующий подобные фокусы боец может быть освистан, не говоря уже о том, что неспортивное поведение может навсегда лечь тенью, как на него самого, так и на его школу.